Проектная деятельность в школе
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей, т.е. можно сказать, что человек должен обладать «проектным мышлением»
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Идеи проектной деятельности в России зародились еще в начале ХХ века в 1905 году.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине для учащихся среднего и старшего звена, но задатки проектной деятельности необходимо начинать уже с начальной школы.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся занимаются какой-либо поставленной проблемой. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта.
В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
- развитии творческих навыков учащихся,
- умений самостоятельно искать информацию,
-развитии критического мышления;
-самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
- решении какой-то значимой для учащихся проблемы
- представлении итогов выполненных проектов (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.),
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер. Причем проблема должна, мотивировать учащихся на поиски решения. Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В работе с проектом есть и еще одна особенность - предварительное планирование работы.
Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы. Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия
В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых доктором педагогических наук Евгенией.Семёновной. Полат по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющая результат проектной деятельности (решение социально значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т. д.).
Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.
1. Монопроект
Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.
2. Межпредметный проект
Создается на стыках различных наук
3. Надпредметный проект
Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.
По продолжительности выделяют:
краткосрочные проекты;
среднесрочные проекты (более месяца);
долгосрочные проекты (от 1 года).
Осуществление проектной деятельности по биологии в нашей школе
Мы используем разные формы проектной деятельности для детей разных возрастов
Так в рамках школьной недели учащиеся выступают со своими мини проектами друг перед другом или перед младшими школьниками
Пример (слайд 2) В 2012 году в рамках школьной предметной недели проведена экологическая викторина "Лесные жители". Особенностью этой викторины было то, что учащиеся среднего звена не только изучили особенности жизни лесных животных, но и подобрали материал для викторины, составили презентацию и провели её для детей начальной школы, что является положительным в развитии коммуникативных качеств между детьми разных возрастов, а также воспитывает ответственность за осуществляемую работу.
Пример (слайд 3-4) проводится работа, направленная на обучение учащихся применять полученные знания: составлять презентации по теме, участвовать в научных конференциях, семинарах, выполнять исследовательские работы и проекты. Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют не только в районной, но и в областной экологической конференции исследовательских проектов «Человек, природа, общество», где не только представляют свои работы, но и получают грамоты и дипломы за лучшие исследовательские проекты.
Так в 2012 году ученица 9 класса Насырова Ирина получила 1 место с проектной работой «Буква «Е» в пищевых продуктах», где провела большую работу по изучению состава продуктов, обозначенного на упаковках, подбору материала о влиянии различных компонентов, обозначенных буквой «Е» на здоровье человека, провела анкетирование учащихся школы, оформила презентацию и выступила на конференции в районе, а так же на областной конференции. Подобную работу выполнили учащиеся 10 класса Стрельчёнок П. и Мартиросян А. с темой «Влияние косметики на здоровье человека, получив в районе диплом за лучшую работу
Пример (слайд 5) Время не стоит на месте и в век инновационных технологий одной из форм работы является привлечение учащихся к дистанционным конкурсам и проектам. Так весной 2012-2013 учебного года ученица 7 класса Оглоблина Н. участвовала во всероссийском экологическом дистанционном конкурсе "Самое прекрасное место на земле-моё Архангельское". Конкурс заключался в предоставлении 10 фотографий с изображением природы родного края и аннотации. В аннотации давалось описание каждой фотографии, которое содержало бы личное отношение ребёнка к состоянию природы родного края и её значение для жизни будущего поколения. После подведения итогов конкурса был получен диплом с присвоением 1 места.
(слайд 6) Весной 2014 года мы попытались выполнить совместный проект учителей и учащихся по возрождению пришкольного огорода. Восстановлением огорода занимались не только руководители проекта, но и учащиеся школьной трудовой бригады, которая создаётся каждое лето с целью занятости подростков в каникулярное время. В том году мы только начали разрабатывать участок, но некоторые результаты были. Изначально целью было попытаться вырастить на огороде какие либо растения, а учащиеся были только в помощь, но в последствии учащиеся научились правильно формировать гряды, правильно поливать растения и пропалывать. Совместными усилиями мы вырастили на огороде петрушку, укроп, щавель, кабачки, салат и другие растения. Дети не только увидели результаты своего труда, но и попробовали горох, пощипали салатные листья. Что самое актуальное, что к деятельности были привлечены не только учащиеся, но и сотрудники школы.
(слайд 7) в этом году мы учимся выполнять проектную деятельность с учащимися 5-6-х классов, не только в рамках школьной программы, но и во внеурочной деятельности на кружке «Юный исследователь». Пока мы только учимся выполнять мини проекты, учимся ставить цели, искать материал, изучать природные объекты и получать результаты. Так с учащимися 5-х классов мы выполнили мини проект по теме «Изучение условий произрастания плесневых грибов», где учащиеся на основе плана, выращивали дома и изучали условия в которых могут образовываться плесневые грибы, оформляли презентации и выступали на уроке.
(слайд 8) Изготовление препаратов эпидермиса листа толстянки, где учащиеся учатся не только правильно работать с микроскопом, но и самостоятельно изготавливать натуральный препарат и изучать его.
(слайд 9) мини проект-изучение состава талой воды-растапливали снег, взятый в разных местах посёлка, изучали на кислотность и наличие тяжёлых металлов(снег у проезжей части)
(Коллаж)
Так же с учащимися 5-х классов при изучении темы «Наследственность» мы пытались разобраться в вопросе, почему существуют двойники? мы искали материал для ответа на вопрос, и результатом работы стал коллаж с фотографиями похожих людей и мини сообщениями о результатах изучения вопроса.
(слайд 10) Создание 6-ми кл. мини-проектов в рамках школы проектов в Опалиховской СОШ «Проект за час»
Моя функция как учителя
1.Составлена программа кружка
2.Составляются памятки для создания мини проектов
3.Координация деятельности учащихся
|