Сайт учителя биологии Евдокимовой Валентины Александровны.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Наш опрос
диплом конкурсы педагогические проектная деятельность проекты учителя экология мероприятие урок внешнее строение внутреннее строение Лист Фотосинтез овогенез оплодотворение опорный конспект по биологии сперматогенез программы по биологии биология внеурочная деятельность дополнительное образование детей программа кружка юный исследователь
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность в школе

Проектная деятельность в школе

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей, т.е. можно сказать, что человек должен обладать «проектным мышлением»

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

 

Идеи проектной деятельности в России зародились еще в начале ХХ века в 1905 году.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине для учащихся среднего и старшего звена, но задатки проектной деятельности необходимо начинать уже с начальной школы.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.

Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся занимаются какой-либо поставленной проблемой. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта.

В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:

- развитии творческих навыков учащихся,

- умений самостоятельно искать информацию,

-развитии критического мышления;

-самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

- решении какой-то значимой для учащихся проблемы

- представлении итогов выполненных проектов (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.),

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер. Причем проблема должна, мотивировать учащихся на поиски решения. Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В работе с проектом есть и еще одна особенность - предварительное планирование работы.

Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы. Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы

Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия

В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых доктором педагогических наук Евгенией.Семёновной. Полат по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющая результат проектной деятельности (решение социально значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т. д.).

 

 Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.

 1. Монопроект

 Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.

 2. Межпредметный проект

Создается на стыках различных наук

  3. Надпредметный проект

 Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.

 

 По продолжительности выделяют:

 краткосрочные проекты;

среднесрочные проекты (более месяца);

долгосрочные проекты (от 1 года).

 

Осуществление проектной деятельности по биологии в нашей школе

Мы используем разные формы проектной деятельности для детей разных возрастов

Так в рамках школьной недели учащиеся выступают со своими мини проектами друг перед другом или перед младшими школьниками

Пример (слайд 2) В 2012 году в рамках школьной предметной недели проведена экологическая викторина "Лесные жители". Особенностью этой викторины было то, что учащиеся среднего звена не только изучили особенности жизни лесных животных, но и подобрали материал для викторины, составили презентацию и провели её для детей начальной школы, что является положительным в развитии коммуникативных качеств между детьми разных возрастов, а также воспитывает ответственность за осуществляемую работу.

Пример (слайд 3-4) проводится работа, направленная на обучение учащихся применять полученные знания: составлять презентации по теме, участвовать в научных конференциях, семинарах, выполнять исследовательские работы и проекты. Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют не только в районной, но и в областной экологической конференции исследовательских проектов «Человек, природа, общество», где не только представляют свои работы, но и получают грамоты и дипломы за лучшие исследовательские проекты.

Так в 2012 году ученица 9 класса Насырова Ирина получила 1 место с проектной работой «Буква «Е» в пищевых продуктах», где провела большую работу по изучению состава продуктов, обозначенного на упаковках, подбору материала о влиянии различных компонентов, обозначенных буквой «Е» на здоровье человека, провела анкетирование учащихся школы, оформила презентацию и выступила на конференции в районе, а так же на областной конференции. Подобную работу выполнили учащиеся 10 класса Стрельчёнок П. и Мартиросян А. с темой «Влияние косметики на здоровье человека, получив в районе диплом за лучшую работу

Пример (слайд 5) Время не стоит на месте и в век инновационных технологий одной из форм работы является привлечение учащихся к дистанционным конкурсам и проектам. Так весной 2012-2013 учебного года ученица 7 класса Оглоблина Н. участвовала во всероссийском экологическом дистанционном конкурсе "Самое прекрасное место на земле-моё Архангельское". Конкурс заключался в предоставлении 10 фотографий с изображением природы родного края и аннотации. В аннотации давалось описание каждой фотографии, которое содержало бы личное отношение ребёнка к состоянию природы родного края и её значение для жизни будущего поколения. После подведения итогов конкурса был получен диплом с присвоением 1 места.

(слайд 6) Весной 2014 года мы попытались выполнить совместный проект учителей и учащихся по возрождению пришкольного огорода. Восстановлением огорода занимались не только руководители проекта, но и учащиеся школьной трудовой бригады, которая создаётся каждое лето с целью занятости подростков в каникулярное время. В том году мы только начали разрабатывать участок, но некоторые результаты были. Изначально целью было попытаться вырастить на огороде какие либо растения, а учащиеся были только в помощь, но в последствии учащиеся научились правильно формировать гряды, правильно поливать растения и пропалывать. Совместными усилиями мы вырастили на огороде петрушку, укроп, щавель, кабачки, салат и другие растения. Дети не только увидели результаты своего труда, но и попробовали горох, пощипали салатные листья. Что самое актуальное, что к деятельности были привлечены не только учащиеся, но и сотрудники школы.

(слайд 7) в этом году мы учимся выполнять проектную деятельность с учащимися 5-6-х классов, не только в рамках школьной программы, но и во внеурочной деятельности на кружке «Юный исследователь». Пока мы только учимся выполнять мини проекты, учимся ставить цели, искать материал, изучать природные объекты и получать результаты. Так с учащимися 5-х классов мы выполнили мини проект по теме «Изучение условий произрастания плесневых грибов», где учащиеся на основе плана, выращивали дома и изучали условия в которых могут образовываться плесневые грибы, оформляли презентации и выступали на уроке.

(слайд 8) Изготовление препаратов эпидермиса листа толстянки, где учащиеся учатся не только правильно работать с микроскопом, но и самостоятельно изготавливать натуральный препарат и изучать его.

(слайд 9) мини проект-изучение состава талой воды-растапливали снег, взятый в разных местах посёлка, изучали на кислотность и наличие тяжёлых металлов(снег у проезжей части)

(Коллаж)

Так же с учащимися 5-х классов при изучении темы «Наследственность» мы пытались разобраться в вопросе, почему существуют двойники? мы искали материал для ответа на вопрос, и результатом работы стал коллаж с фотографиями похожих людей и мини сообщениями о результатах изучения вопроса.

(слайд 10) Создание 6-ми кл. мини-проектов в рамках школы проектов в Опалиховской СОШ «Проект за час»

Моя функция как учителя

1.Составлена программа кружка

2.Составляются памятки для создания мини проектов

3.Координация деятельности учащихся

Категория: Мои статьи | Добавил: ogloblina (10.01.2017)
Просмотров: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz